News

News

Алматы стал местом рождения нового международного фестиваля

Алматы стал местом рождения нового международного фестиваля

Алматы стал местом рождения нового международного фестиваля

В Алматы в эти дни проходит VIII международный кинофестиваль BAIQONYR, который традиционно представляет молодое кино Казахстана и других республик постсоветского пространства. Но в этом году его гостей и зрителей ждет большой сюрприз. Президент фестиваля Ануар Кенжибаев принял нестандартное решение провести в рамках одного проекта сразу два независимых друг от друга киносмотра. Baiqonyr, в полном соответствии со своим названием, станет еще и стартовой площадкой для отдельного анимационного фестиваля – ALMATY ANIMATION FESTIVAL. Событие это неслучайно, о чем сегодня и пойдет речь.

Анимационный контент стремительно шагает по планете, втягивая в свою орбиту всё новые сферы человеческой деятельности и расширяя число поклонников. В наши дни это мощный инструмент для решения самых разнообразных задач. Да и анимационное кино давно уже выросло из детских штанишек. Сегодня это полноценный вид искусства, для которого нет никаких ограничений в выборе тематики, киноязыка, остроты поднимаемых проблем. Вот лишь один маленький пример.

Интереснейшим событием на фестивале Baiqonyr стал День корейской анимации. Венчал это мероприятие показ полнометражного фильма «Король свиней», где затрагиваются очень серьезные проблемы современного корейского общества. Жесткая классовая иерархия, социальное неравенство, школьный буллинг, пределы допустимой мести жертвы – и всё это в формате полнометражного анимационного фильма.

Так что времена, когда мультфильмы воспринимались лишь как что-то сугубо детское и несерьезное, безвозвратно канули в лету.

А вообще очень интересно сказал об этом виде искусства основоположник казахской анимации Амен Хайдаров: «Мультипликация – это как бы маленькая вершина, венчающая пирамиду развития национальной культуры. Мультипликация как современная эстетическая форма мышления опирается на все виды искусства, литературу, а также на технический уровень развития той или иной страны».

Амен Хайдаров
Амен Хайдаров

В истории независимого Казахстана отечественная анимация долгое время оставалась в тени более успешных зарубежных проектов. Пожалуй, более-менее заметным стал первый 3D-мультфильм «Ер Төстік және Айдаһар», а вот вышедшие позднее полнометражные проекты «Күлтегін» и «Музбалак» в казахстанском прокате прошли практически незаметно из-за отсутствия грамотной стратегии продвижения. В результате отечественная мультипликация почти полностью ушла в телевизионный формат, лишившись возможности проявить себя на большом экране.

Кадр из мультфильма «Ер Төстік және Айдаһар»
Кадр из мультфильма «Ер Төстік және Айдаһар»

Однако в последние годы положение меняется. Вот что рассказывает директор Almaty Animation Festival, режиссер-аниматор и кандидат искусствоведения Анита Черных:

– Отечественная анимация сейчас проходит своего рода этап «возрождения», так как процесс создания анимационного контента стал доступнее, благодаря чему в нашей стране всё больше появляется независимых авторов, которые создают очень интересные экспериментальные короткометражные проекты. А вот авторы полнометражных анимационных картин придерживаются более консервативного, классического подхода, однако и в этом случае нельзя не заметить, что технологический уровень их работ заметно вырос.

Анита Черных
Анита Черных

Здесь надо привести такую справку.

Современный анимационный фильм – очень сложный и дорогостоящий процесс. Даже бюджет обычного полнометражного мультфильма может превышать 5 млн долларов, а в топовой анимации стоимость такой картины может превышать 50 млн долларов. При этом количество специалистов, работающих на анимационном проекте, доходит до 300 человек. То есть это трудоемкая деятельность, связанная с различными IT-решениями и сложной компьютерной графикой.

Аниматоры работают над большим количеством поставленных задач, требующих массу усилий, поэтому и время создания одного мультфильма в привычном формате может растянуться до трех лет.

Тем не менее стремительное развитие технологий дало возможность начинающим авторам если не обходить, то минимизировать самые затратные составляющие анимационного кинопроцесса, находя альтернативные решения. Результаты такого подхода зрители как раз смогут увидеть на новом киносмотре.

А теперь перейдем непосредственно к фестивалю.

И снова Анита Черных:

– Необходимость в создании Almaty Animation Festival сформировалась давно. Анимационную программу «Байконура» с каждым годом посещало всё большое число зрителей, что говорит о заинтересованности нашей аудитории в современной анимации. Кроме того, в республике появилось много молодых авторов, для которых нужна качественная отечественная площадка, где они могли бы заявить о себе и показать результаты своего труда как можно более широкому зрителю.

Но даже осознавая всё это, мы были поражены тому интересу к нашему фестивалю, который проявили и сами казахстанские авторы, и их зарубежные коллеги, и журналисты различных изданий. Одних только заявок к нам пришло более 150. Причем в этом году мы принимали их только из стран СНГ, однако в дальнейшем планируем расширить нашу географию.

Фильмы, представленные на фестивале, состязаются в двух конкурсных программах. Это основной конкурс (21 фильм, 6 стран) и международный конкурс студенческих анимационных фильмов (23 работы, 4 страны).

Победители будут определяться в следующих номинациях.

  • Основной конкурс:
  • Лучший анимационный фильм;
  • Лучшее визуальное решение;
  • Лучший экспериментальный анимационный фильм;
  • Лучший звук;
  • Специальный приз жюри.

Международный конкурс студенческих анимационных фильмов:

  • Лучший студенческий анимационный фильм;
  • Новаторство в анимации;
  • Лучшее визуальное решение;
  • Лучшая анимация персонажей;
  • Лучшая музыкальная подборка;
  • Лучший экспериментальный анимационный фильм.

Как подчеркивают организаторы, при выборе работ главной целью было познакомить авторов и зрителей со свежими течениями в анимационной индустрии. Такую возможность дают только фестивали, так как авторские мультфильмы после фестивального проката появляются в открытом доступе в сети лишь спустя несколько лет.

Международное жюри также подобралось на славу.

Председатель жюри Алексей Алексеев начинал свою деятельность на анимационной студии «Пилот», а затем был креативным директором студии Baestarts в Будапеште. Он обладатель «Кристалла» – главного приза Международного фестиваля анимационных фильмов в Анси (Франция), а его сериал Log Jam, созданный в Венгрии, получил приз как «самый смешной мультфильм всех времен и народов».

Данте Рустав – основатель первого в истории независимого Узбекистана Международного фестиваля анимации Tashkent Animation International Forum. К тому же его первый короткометражный фильм по собственному сценарию «Вторжение» получил приз молодого жюри на XXVI МКФ «Нэнси» (Франция) и специальную награду на XXV МКФ в Сплите.

Наконец, продюсер Зураб Диасамидзе является директором международного анимационного фестиваля Tofuzi в городе Батуми (Грузия).

Алексей Алексеев
Алексей Алексеев

И в заключение – о главном символе фестиваля.

Им стал снежный барс. Слово – Аните Черных:

– Снежный барс – сильный, стильный и, на мой взгляд, очень милый персонаж. Поэтому мы выбрали его в качестве некоего «хранителя» фестиваля. В то же время для Алматы – это весьма распространенный символ, поэтому хотелось создать какой-то свежий образ. Пришла идея задействовать детей при изготовлении статуэток для призов победителям фестиваля. Ведь именно дети с их фантазией и отсутствием шаблонов как никто другой могут найти новые формы и сделать образ небанальным. Поэтому мы предложили нашим юным ваятелям под руководством опытных педагогов вылепить такого барса. Результат, как мне кажется, получился интересным.

Но снежный барс – это еще и краснокнижное животное, находящееся под угрозой исчезновения. В планах организаторов Almaty Animation Festival – тесное сотрудничество с Международным фондом Snow Leopard Foundation по спасению снежных барсов, чтобы средствами анимации популяризировать образ этих животных в республике и за ее пределами, попутно привлекая внимание к их охране и восполнению популяции.

Итак, новый фестиваль стартовал с «Байконура». Пусть же полет будет нормальным и корабль достигнет тех профессиональных высот, на которые рассчитывают его создатели, а фильмы фестиваля еще не раз порадуют всех поклонников этого замечательного искусства.

There are no comments, leave the first one

To make a comment